Как выбирать кофе в магазине. Часть 1. Растворимый кофе.
Кофе получил свое широкое распространение и популярность лишь в 18 веке. Однако позже, благодаря революции и железному занавесу, мы остались практически без заморских товаров, включая кофе. И только в начале 90-х годов 20 века кофе вновь начал появляться на полках магазинов. Знаменитый «двигатель» кофейной культуры «Старбакс» пришел в Россию с задержкой лет на десять по причине экономических передряг в 1998 года. К тому моменту уже появились наши первые российские кофейни, которые и взяли на себя миссию «проводников» в мир кофейной культуры. Однако их появление было возможным лишь в крупных городах -миллионниках, что обосновывалось экономически. В регионах же кофейни прочно заняли свое место лишь в начале 10-х годов 21 века. Кофе всегда был объектом повышенного интереса. Он пристально изучается, обсуждается, кофейное зерно обрастает легендами и мифами, подвергается бесконечным опытам, экспериментам и вечными спорами вокруг вкусов. И лишь в последние десятилетия опыты с ним выходят на качественно новый уровень.
Что же предлагают сегодня среднестатистические магазины для любителей кофе?
Первым кофейным продуктом, ставшим массово доступным в магазинах, стал растворимый кофе. Что же он из себя представляет? Мало кто задумывается над этим вопросом. Как и над тем, что же такое кофе в принципе. Многие удивятся, но изначально растворимый кофе был самым натуральным кофе. Это стало гениальным изобретением, которое облегчило жизнь многим кофеманам, оказавшимся в самых непростых условиях, когда не было никакой возможности заварить себе чашку из зерен. Позже растворимый кофе стремительно завоевал сердца по всему миру, так как позволял быстро заварить себе чашечку любимого напитка, что отражало дух времени в зарождавшуюся эпоху ускорения образа жизни человека.
Растворимый кофе - это заранее сваренный экстракт, лишенный влаги различными способами. Такой экстракт готовится очень долго. Если дома приготовление напитка из зерен занимает около 4-8 минут, то для приготовления экстракта для растворимого продукта требуется 2-4 часа.
Затем он подвергается обработке горячим паром, лишаясь влаги. В результате такого способа получается гранулированный кофе.
Либо же экстракт подвергается мгновенной заморозке (-50 градусов), высушивается в условиях низкого давления и разбивается на мельчайшие осколки. Получается сублимированный кофе.
Растворимый кофе является коммерчески успешным продуктом. Не стоит совсем уж пренебрежительно относиться к нему. Тем более, что энтузиасты кофейного мира не оставляют надежды создать достойный продукт быстрого приготовления из отборного, лучшего зерна (так называемый спешалти). И есть весьма удачный опыт, в том числе и в России. Единственный нюанс такого продукта, в отличие от коммерческого, – его очень высокая цена, которая примерно в 5-6 раз выше, чем цена растворимого продукта от известных брендов из супермаркета.
Растворимый кофе имеет ряд неоспоримых преимуществ. Это низкая цена, быстрая скорость приготовления, длительное хранение. Из минусов – отсутствие настоящего кофейного аромата и «плоский» вкус, который, как ни бьются производители, никак не приближается ко вкусу чашки кофе, приготовленного из кофейных зерен.
Более того, процесс оптимизации процессов при работе над себестоимостью в условиях растущих цен и нежелания покупателя оставлять большие деньги вряд ли положительно сказывается на качестве конечного продукта. О подлинном составе кофейного экстракта нет никакой информации ни на одной банке с растворимым кофе. Конечно, мы можем только предполагать, теряться в догадках и лишь надеяться, что каждый производитель честен с нами. Однако истинный состав содержимого навсегда останется тайной.
Как же выбирать растворимый кофе в магазине? Вряд ли мы сможем посоветовать какой-то лучший способ. Однако, как показывает опыт, покупатели основывают свой выбор, исходя из трех аргументов в пользу выбора того или иного производителя. Во-первых, принцип узнаваемости и симпатии к тому или иному бренду. Конечно, никто из нас рекламе "не доверяет и не смотрит ее", но она по-прежнему эффективно работает. Маркетологи генерируют все новые идеи, в логику которых никто даже и не пытается вникнуть: «растворимый в молотом», «свежемолотый», «светлая и темная обжарка», «кофе от бариста», ну и, конечно же, это всегда «арабика 100%». Второе – цена, акции, выгода. Третье – просто привычка. Так сложилось. Именно поэтому большая доля продаж приходится на те бренды, которые раньше зашли на российский рынок и располагают максимальными бюджетами на рекламу. Редко кто готов платить за кофе малоизвестного производителя. Да и, честно говоря, небольшое там поле для вкусовых экспериментов.